С 1 января 2020 года начата реализация обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Система ОСМС основана на равном доступе всех застрахованных к пакету услуг, независимо от размера взноса. При этом при обращении за помощью по ОСМС пациента не ограничивают в объеме и стоимости медицинских услуг.
Казахстанская модель системы ОСМС является социально ориентированной. То есть почти за 11 млн граждан из 15 льготных категорий населения взносы платит государство.
Есть два пакета: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), согласно которым люди могут получить медицинскую помощь.
Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в рамках ГОБМП. Согласно постановления Правительства РК от 16 октября 2020 года № 672 в нее входят следующие услуги:
— Скорая и неотложная медицинская помощь включая санитарную авиацию, а также услуги мобильной бригады при заболеваниях, вызывающих ухудшение эпидемиологической ситуации в стране).
— Обслуживание в поликлиниках (диагностика, лечение и управление наиболее распространенными заболеваниями, скрининги для целевых групп населения, наблюдение беременности, профилактические прививки).
— Диагностика и лечение при:
— Медицинская помощь в стационарозамещающих и стационарых условиях в порядке, определяемом уполномоченным органом (в том числе при изоляции лиц, находившихся в контакте с больным инфекционным или паразитарным заболеванием, представляющим опасность для окружающих).
— Обеспечение лекарственными средствами при оказании специализированной помощи, а также в соответствии с перечнем заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки. Кроме того, получить лекарства на бесплатной основе могут категории граждан, состоящие на диспансерном учете по определенным заболеваниям и состояниям.
С более подробной информацией по предоставляемым медицинским услугам в рамках ГОБМП можно ознакомиться по ссылке — adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000672#z56
Люди, имеющие статус застрахованности в системе ОСМС, получают расширенный доступ к медицинской помощи в пакете обязательного социального медицинского страхования.
Согласно постановления Правительства РК от 20 июня 2019 года № 421 в пакет ОСМС входят следующие медицинские услуги:
5) диагностические услуги, в том числе лабораторная диагностика (УЗИ, рентген, КТ, МРТ);
С более подробной информацией по предоставляемым медицинским услугам в рамках пакета ОСМС Вы можете ознакомиться по ссылке — adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000421
Согласно Закону РК «Об ОСМС» http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000405 взносы необходимо производить ежемесячно. При этом важно, чтобы не было отсутствующих платежей за последние 12 месяцев, начиная с января 2020 года. В случае, если есть пропуски статус «застрахован» не присваивается.
После внедрения обязательного социального медицинского страхования, население страны часто задается вопросом: «Когда платить?», «За кого платить?», «Сколько платить?», «Как платить?», «За что платить?».
Итак, кто и как платит ОСМС.
Одной из самых главных задач Фонда является защита прав пациента. Поэтому экспертами Фонда проводится мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверки причин отказа в ее предоставлении.
Однако, зачастую граждане не знают куда обращаться, чтобы защитить свои права, если столкнулись с непониманием при обслуживании в медорганизациях.
Способ 1. Служба поддержки пациента.
Не теряя время, обратиться в созданную для контроля оказания медуслуг службу поддержки пациента и разрешить ситуацию на месте.
*данная служба работает в каждой медицинской организации
В каждой клинике эта служба:
Способ 2. Обратиться в колл-центр Управления здравоохранения региона
Все медицинские организации подчиняются Управлениям здравоохранения, поэтому повлиять на решение своего вопроса можно обратившись к непосредственно в колл-центр Управления.
Способ 3. Мобильное приложение “Qoldau 24/7”
После Вашего обращения в “Qoldau 24/7” специалисты Фонда соцмедстрахования:
*Вашему обращению присваивается номер, по которому впоследствии можно отследить статус обращения.
Способ 4. SaqtandyryBot в Telegram.
Отправить обращение: |
История обращений: |
Указать регион, наименование медорганизации, суть вопроса |
позволит проверить статус уже сформированной заявки |
Способ 5. Единый контакт-центр 1406
Способ 6. Раздел «Народный контроль» на сайте fms.kz
Сделать обращение, зайдя на сайт Фонда социального медицинского страхования:
Пожаловаться: |
Оставить предложение: |
Указывается регион, поликлиника, диагноз, дата визита, ИИН. Выбирается причина жалобы. |
Необходимо заполнить исходные данные и сформулировать текст |